Валерий Гергиев: Счастье – когда я понимаю

Теплое одеяло осенней ночи нежно укутывает северную столицу. Тишина и спокойствие спускаются на величественные купола Исаакиевского собора, а ночные размеренные волны Невы словно убаюкивают все мосты и набережные, усыпляя суетливый день петербуржцев. Город спит. И только в окнах, пожалуй, одного из самых знаменитых и старинных театров страны, Мариинском, горит свет. Искусство понятие круглосуточное. Под этим девизом и такой круглосуточной жизнью живет его бессменный руководитель, виртуозный музыкант, талантливейший и чуткий управленец и просто потрясающе харизматичный человек Маэстро Гергиев.

Лондон, Нью-Йорк, Пекин, Париж, Роттердам, Ереван, Москва, Петербург — это далеко не полный список городов, где Маэстро дает свои концерты, равнодушным к которым остаться просто невозможно. Помимо художественного руководства Мариинским театром, Гергиев является дирижером Лондонского симфонического оркестра, Роттердамского филармонического оркестра, Венского филармонического оркестра, выступает с оркестром Берлинской филармонии, Королевским филармоническим оркестром (Великобритания), Национальным оркестром Франции, оркестром Шведского радио, симфоническим оркестром Сан-Франциско, Бостона, Торонто, Чикаго, Кливленда, Далласа, Хьюстона, Миннесоты, Монреаля, Бирмингема и многими другими. Также он является создателем таких громких музыкальных фестивалей как «Звезды белых ночей», «Московский международный пасхальный фестиваль», фестиваль «Мстиславу Ростроповичу», «Гергиев фестиваль» в Роттердаме, фестиваль «Красного моря» (Эйлат), фестиваль балета в Мариинском, летний фестиваль в Миккели. Маэстро является руководителем Благотворительного фонда «Фонд Валерия Гергиева», который занимается организацией благотворительной деятельности в сферах искусства, культуры, просвещения и образования. А также входит в сотню самых влиятельных людей планеты по версии журнала Time.

Календарь его жизни расписан на годы вперед, а лучшие концертные и театральные площадки мира борются за право пригласить его на свои сцены. Его передвижения по Миру стремительны и непредсказуемы. Он может успеть дать по два-три концерта за день в нескольких городах и даже концах света. Этой осенью известный дирижер порадовал своим выступлением и город на Неве. 26 сентября Маэстро открыл театральный сезон родной Мариинки в любимом Петербурге, яркой премьерой оперы великого Верди «Аида».

Появление Гергиева в зале всегда вызывает у публики ликование и восторг, еще и потому что мощной волной своей позитивной энергетики он заражает сердца всех зрителей любовью. Любовью не только к искусству, но и к людям и миру в целом. Той самой любовью, которую называют всеобъемлющей, вселенской. Его энергетика и душевная пылкость словно пронизывают каждую ноту произведений, звучащих в исполнении оркестра, и передаются всем присутствующим в зале. Возможно, именно поэтому в попытке прикоснуться к этому бурлящему жизнью энергетическому фонтану, огромное множество людей всегда толпится возле его кабинета после каждого спектакля или концерта. Здесь можно встретить совершенно разноплановых людей, представителей разных профессий и даже культур. Как актеров, музыкантов, режиссеров, так и министров, губернаторов, послов и даже президентов. Все они хотят выразить свой восторг и уважение, нередко попросить о помощи, предложить на рассмотрение свои проекты и многое другое. Маэстро не отказывает во встрече никому. Будучи величиной мировых масштабов, он абсолютно открыт всему этому огромному Миру. График его выступлений и встреч поражает своей насыщенностью. Невольно начинаешь задумываться, как ему удается быть всегда на гребне волны успеха и сохранять высочайший уровень мастерства в своей профессии, уделяя такому необходимому процессу для человеческого организма как сон не более 3-4 часов в сутки! Маэстро отдает себя целиком и без остатка любимому делу всей жизни, работая практически наизнос, при этом сохраняя такие важные качества души, как доброта, чуткость и внимание к людям.

Памятуя об этом непрерывном творческом цейтноте, я все-таки решила тоже попытать счастье и попробовать задать несколько вопросов великому дирижеру. Говорят, если он обещает Вам что-либо, то всегда выполняет свое обещание, не смотря ни на какие обстоятельства и объективные сложности. Маэстро человек слова, доказательство чему было явлено и на этот раз. Проведя подряд уже третий концерт, один в Лондоне и два в Петербурге, в последнем из которых принял участие известный виртуозный пианист Денис Мацуев, и, приняв после этого множество делегатов, просителей, коллег и просто поклонников, уже далеко за полночь Валерий Абисалович поделился некоторыми своими соображениями и взглядами на жизнь.

— Валерий Абисалович, о Вас много пишут и говорят как о великом дирижере, талантливом руководителе, музыканте. Но, мне бы хотелось узнать о Вас как о человеке, о вашем характере, мечтах, вкусах и оттенках, которыми раскрашен Ваш мир.

— Ну что ж, давайте попробуем.

— Вы родом из Осетии и, насколько мне известно, выросли там. Есть ли у Вас какие-то яркие воспоминания детства, связанные с Родиной?

— Есть, конечно. У меня много воспоминаний, связанных с детством. Это и горы и быстрые реки, и очень свежий воздух, и наши старшие. Это и мой дед, и мой отец, братья моей мамы. Ощущение было, что живешь в лучшей части всего мироздания. За это я безмерно благодарен моему детству и моим родителям. Тогда не было даже мысли поехать в Москву, Петербург, Нью-Йорк или Лондон. Мне казалось, что я живу в самом лучшем месте на Земле.

— Кого Вы считаете своими главными учителями в жизни?

— Есть такие люди и их не мало. И может быть этот список моих учителей будет состоять как минимум из 10 человек. Я хотел бы назвать некоторых из них. Это Зарема Лолаева, Анатолий Брискин, Ольга Миньевна Волф, Илья Александрович Мусин и многие, многие другие. Я запоминал с одной лекции их интересные речи, они врезались в мою жизнь, я впитывал в себя огромные богатства этих мудрых людей. Мне хотелось доказать свою состоятельность в профессии и на это ушло какое-то время. Это был примерно 1977 год, когда я поднялся на одну ступеньку вверх и смог работать дирижером. Сегодня я дирижировал оркестром Уральской Филармонии. Этот оркестр был первым, где мне предложили работу дирижера. Это было в далеком 1974 году. Можно сказать там я начинал учиться своей профессии. Вот такие теплые воспоминания.

— Как Вы считаете, что есть сила человеческого характера? Разнятся ли эти понятия для мужчин и женщин?

— Разница огромна. Но, и в том и в другом случае важны мозги и интеллект. А еще сила, наверное, в понимании своей цели и воле на пути к ее достижению.

— Какая Ваша самая главная черта характера?

— Наверное, концентрация. Да, именно концентрация.

— Что Вы цените в людях?

— Я больше всего люблю людей, способных при минимуме слов передать максимум эмоций и мыслей.

— Что такое любовь?

— Это сложный вопрос. Еще более сложен ответ на него. Любовь это не только что-то прекрасное и таинственное, что рождается между двумя людьми. Это гораздо шире. Любить можно не только кого-то, но и что-то. Можно любить красоту, а красота это люди, природа. искусство, спорт, если хотите. Это огромное понятие. Никогда нельзя зарекаться, привязывая себя только к искусству, называя себя собственниками красоты. Это нам не принадлежит. Любить можно даже эмоции людей.

— Что для Вас счастье?

— Кто-то сказал, что счастье это когда тебя понимают. Для меня счастье это когда я понимаю. Я работал с разными прекрасными композиторами, многих из которых уже, к сожалению, нет в живых. Так вот, я считал для себя счастьем, что я понимал их язык, то, что и как они выражали музыкой.

— Что есть, по-Вашему, добро?

— Добро, сострадание, сочувствие и соучастие – все это каждый выражает тем языком, который ему доступен. Язык искусства один из способов передать добро. Я бы хотел как можно больше работать с детьми посредством музыки, давать для них концерты, прививать им любовь и добро через музыку.

— Что может причинить Вам боль?

— Чужая боль, особенно если это боль близких мне людей. Еще мне больно непонимание, вернее нежелание понять, войти в положении, сострадать и соответственно помочь.

— Валерий Абисалович, Вы отец прекрасных троих детей. Каким бы Вы хотели видеть их будущее?

— Я хотел бы, чтобы они жили в современной, новой России, где главными ценностями были не лишь зарабатывание капитала, а сохранение культуры и традиционных ценностей. Сейчас все они учатся в Петербурге, но где бы они не учились в дальнейшем, в Лондоне или где-то еще, я хотел бы, чтобы им удалось, тем не менее, жить в России.

— Какова Ваша мечта?

— Выспаться! А еще мне хотелось бы оказаться сейчас в любимых и родных местах моего детства, в горах Осетии.


Моя попытка увенчалась успехом. Я получила огромный положительный эмоциональный заряд, т.к. эту энергетику невозможно не чувствовать даже просто находясь рядом с Маэстро. Я очень благодарна Валерию Абисаловичу за эту беседу и его колоссальную выдержку. Ведь наш разговор состоялся после двух концертов и множества деловых встреч, а к моменту его окончания за окном едва занимался рассвет (обычное время окончания рабочего дня великого дирижера). Все это способно утомить, не оставить никаких физических, да и иных сил у любого человека и родить в его голове мысли об отказе еще от одного разговора. У любого, но только не у Маэстро, потому что Гергиев – человек слова.

Марианна Плиева

Запись опубликована в рубрике Интервью. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.